Чтобы жить в мире, надо научиться понимать окружающих. Внимательно изучать не только, что они говорят, но и их систему ценностей, привычки, — то, что часто ускользает от глаз.
Это относится не только к взаимоотношениям людей, но и наций. В России живет несколько десятков народов. У каждого из них есть своя культура, свой язык, свой взгляд на мир.
Сегодня, когда старые правила разрушены, а новых нет, самое время обсудить, как нам жить вместе дальше. Пусть театр и кино приблизят нас к взаимопониманию.

В искусстве народа можно увидеть его уникальность, понять какие вопросы стоят перед ним. Именно поэтому мы и решили провести наш фестиваль. На примере пьес и фильмов узнать, как и чем живут разные народы России.
Паблик-ток «Презентация национальной драматургии в российском театре»
16:00 · 11 ноября
Арт-пространство
2 этаж

спикер
Рида Буранова

вход свободный
Поговорим о том, что мы подразумеваем, когда говорим о национальной драматургии в российском контексте. И о том, какое место в репертуаре российских театров занимают пьесы, показывающие особенности жизни разных народов страны.

Трудности перевода — одно из главных препятствий национальных пьес на пути к главным сценам Москвы и Санкт-Петербурга.

Попадание в лонг и шорт листы престижных драматургических конкурсов и фестивалей может сделать национального автора узнаваемым в широких кругах — однако, так ли много таких кейсов? И нужно ли к этому стремиться?

Есть ли общие черты у национальных пьес?

Рида Буранова — театровед, старший преподаватель Института общественных наук РАНХиГС, член Ассоциации театральных критиков России. Ридер фестиваля независимой драматургии «Любимовка» (с 2017 года) и член коллегии критиков всероссийских и международных театральных фестивалей. Приглашенный педагог-эксперт Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. Сфера профессиональных интересов: современная драматургия, тюркоязычный театр, история мирового театра и т.д.
18:00 · 11 ноября
Арт-пространство
2 этаж

драматург
Зарина Канукова Кабардино-Балкарская Республика

режиссер
Алена Муратова

вход свободный, 12+
Читка пьесы «Бег» (2022)
«Тараканьи бега» в известной пьесе Михаила Булгакова — это попытка спастись от катастрофы. В пьесе Зарины Кануковой дело обстоит иначе: сам бег становится проблемой. Герои пытаются играть в «музыкальный стул», даже не понимая, в чем смысл игры, и что она даст. Все происходит по чьей-то злой воле. Никакие изменения в этой игре невозможны: да, герои могут бежать в другую сторону, но они все равно обречены двигаться по кругу. Герои обязаны биться за место на сцене и покидать ее в случае неудачи. Но уйти навсегда они тоже не могут. Скорее, проигравшие становятся молчаливыми зрителями. По итогу судьбы персонажей, да и сама пьеса рассыпается на череду диалогов: беседу близнецов, разговор влюбленных и спор спортсменов. Если выход из этого круга?
20:00 · 11 ноября
Арт-пространство
2 этаж

драматург
Михаил Батоин
Республика Бурятия

режиссер
Федор Парасюк

вход свободный, 0+
Читка пьесы «Синий лис»
Что делать, если власть захватил самозванец? С этой проблемой столкнулись герои сказочной пьесы «Синий лис» бурятского драматурга Михаила Батоина. Им просто не повезло. Лис, которого выгнали даже из своей стаи, случайно окрасился в синий цвет и стал выдавать себя за Небесного Хана. Его теперь нельзя ослушаться, даже старейшины лисьего племени бояться его и выполняют его приказы. Лев подставляет Лису спину, чтобы новый правитель мог усесться на ней как на троне. Новоявленный Хан облагает весь лес данью и власть его кажется безграничной. Попробуем вместе с героями пьесы найти выход из этой ситуации.
16:00 · 12 ноября
Арт-пространство
2 этаж

спикер
Элина Петрова

вход свободный
Паблик-ток «Колониальность и деколониальность в российском театре»
Элина Петрова — драматург инклюзивных проектов «Особый театр» и «Квартира» (худ. рук. Борис Павлович), театральный педагог, автор лекции «Деколониальность и национальная драматургия». Разговор о национальной драматургии в контексте деколониальной теории даст ответ на вопрос о том, как современные драматурги работают с национальной идентичностью. Мы поговорим о том, что такое деколониальная теория, и как она проявляется в современных пьесах. Как вырабатывается деколониальная оптика. И почему деколониальность — надежда на лучшее будущее.
18:00 · 12 ноября
Арт-пространство
2 этаж

драматург
Марат Мухлисов Республика Башкортостан

режиссер
Ленара Гадельшина

вход свободный, 16+
Читка пьесы «Поселок» (2017)
Что делать, если ты оказался там, где тебя давно ждут? Бежать. Вадим, главный герой пьесы «Поселок», понимает это слишком поздно. Он приезжает жить в богом забытое место, и оказывается, что соседи его давно ждут. Это пожилая пара, у которой сын уехал и больше с ними не общается. Им нужен кто-то, кто сможет его заменить. Но постепенно становится ясно, что Вадим — необходимая деталь для всех жителей поселка. Он нужен соседям, он нужен девушке Инне, влюбленной в него, он нужен даже местному чиновнику, который ищет настоящего друга и опору. Правда никого сам по себе Вадим не интересует. Ни его чувства, ни тем более мнение. Можно ли спасти себя в такой ситуации? А главное — зачем, если тебя все любят?
16:00 · 13 ноября
Арт-пространство
2 этаж

драматург
Сеппо Кантерво
Республика Карелия

режиссер
Денис Сорокотягин

вход свободный, 18+
Читка пьесы «Завтра понедельник, или Исповедь топора» (2022)
«Рассказать или покаяться?» — вот какой вопрос стоит перед главным героем пьесы «Завтра понедельник или исповедь топора». И это правда монолог топора. Он рассказывает о своей жизни. В истории топора есть весь XX век: и дряхлеющее дворянство Российской Империи, и ссылки и победы Советского союза. Но по сравнению с человеческим прошлым, в рассказе героя есть одна особенность. Эта история без боли. В простоватом топоре нет мучений или жестокости. Есть гордость, даже юмор. Например, один из самых светлых моментов его истории — жить экспонатом в музее, где рассказывают о «Преступлении и наказании». Кажется, что история для топора — просто череда забавных случаев. Это правда так, пока в квартире, где он живет, не разбивают стекло. Неизвестные бьются к нему в двери, шум за окном готов ворваться на сцену.
18:00 · 13 ноября
Арт-пространство
2 этаж

драматург
Булат Минкин
Республика Татарстан

режиссер
Дарья Ковальская

вход свободный, 18+
Читка пьесы «Tatar trip» (2021)
Страшно жить в исторические моменты. Во времена катастроф и революций спокойствия не найти. А что, если человек жил в спокойной мирной стране и в один момент оказался в эпицентре исторический событий? Это и произошло с героями пьесы «Tatar trip». Неожиданно для себя они оказываются в Татарстане времен гражданской войны начала 20-ых годов прошлого века. Пока красноармейцы отнимают продовольствие у крестьян, в деревнях от голода появляются каннибалы, герои просто пытаются понять, где они и что им теперь делать.
20:00 · 13 ноября
Арт-пространство
2 этаж

вход свободный
Круглый стол «Национальная драматургия сегодня»
Подведение итогов фестивальных дней в Москве.
20:00 · 12 ноября
Арт-пространство
2 этаж

драматург
Семен Ермолаев Республика Саха (Якутия)

режиссер
Всеволод Лисовский

вход свободный, 16+
Читка пьесы «Апокалипсис» (1999)
Апокалипсис переводится с греческого как «снятие покрова», «откровение». Пьеса Семена Ермолаева заканчивается словами: «В дверной проем бьет яркий Свет… И Человек исчезает в этом Свете». Но кто герой этой пьесы? Неизвестный заключенный в карцере, без имени и прошлого.

В первой половине пьесы у героя даже нет реплик. Мы читаем сплошные ремарки о том, как он двигается, как над ним издеваются. От отчаяния герой делает из хлебного мякиша себе друга, нового человека. Потом для него он создает женщину. Герой не может влиять на мир, поэтому создает свой. В нем он — бог, а потому даже в карцере может быть свободным. Только вот получается, что человек обречен даже в новом мире повторять старые ошибки.
Режиссер
Алексей Романов

Киностудия «Сахафильм», Республика Саха (Якутия)

Кинозал (5 этаж)
Вход свободный, 6+
Первое, исторически достоверное кинополотно о жизни якутского народа в дореволюционное время по одноименному роману-эпопее Николая Мординова.

Действие фильма происходит в 1917 году в Якутии. Это история 9-летнего мальчика Микиты, который растет в традиционной атмосфере своих предков, но взрослеет не по годам, так как наравне со взрослыми познает трудную жизнь якута-скотовода, где каждый прожитый день, это борьба. Мальчика ожидают новые испытания, так как события революционного, мятежного времени бурно вторгаются в традиционный уклад его семьи, нарушая сложившиеся веками ценности и образ жизни. И этот конфликт нового и старого, традиций и разрушительной силы тяжелой ношей ложатся на хрупкие плечи ребенка.
И перед ним встает вечная проблема выбора.

Хронометраж 2 ч 10 мин

Язык: якутский
Субтитры: русские

Фильм представит кинокритик Сергей Анашкин
Сааскы кэм / Детство, которое мы не знали... (2017)
18:00 · 12 ноября
«Антигона» (2015)
Режиссёр Олег Хамоков

«Антигона» – дипломная работа Олега Хамокова.

Фильм снят по мотивам одноименных пьес Софокла и Жана Ануя.

После кровопролитной войны, Царь Креон объявляет одного из родных братьев Антигоны героем и хоронит его с почестями, а другого нарекает предателем и оставляет его труп на поле боя, без права захоронения. Всем, кто нарушит этот закон, грозит смертная казнь. Тема «Антигоны» сегодня актуальна как никогда: конфликт между «государственным» и «личным» человеке. Гуманизм человека по отношению к другому человеку становится преступлением – преступлением Антигоны. Но истинное преступление – это преступление незыблемых законов Человечности, а это и есть прямой путь к трагедии.

Хронометраж 26 мин. 47 сек


язык: кабардинский
субтитры: русские

Модератор обсуждения: Сергей Анашкин
«Армия» (2014)
Режиссёр Олег Хамоков

«Армия» – учебная работа Олега Хамокова (за 4 курс)

Главной темой картины стала сила как противостояние между поколениями. В фильме показано, что сила не всегда есть благо, уверенность и защита. Ее избыток в фильме чуть не приводит к трагедии между родными людьми.

Хронометраж 17 мин 22 сек

Встреча с выпускниками Мастерской Александра Сокурова в Нальчике
Тиной Мастафовой
и Олегом Хамоковым


Показ и обсуждение короткометражных фильмов

Вход свободный, 16+

Кинопоказы и обсуждения 13 сентября пройдут в клубе «Клуб»: Покровский б-р 6/20
Режиссёр Тина Мастафова

День рождения главы семьи. Родственники собираются в родовом доме. Снохи и золовки спорят чья семья лучше. У братьев не прекращающееся соперничество. Дети взрослеют и подражают родителям. Но глава семьи мудр и хитер, у него найдется один урок на всех.

Что такое семья? В чем секрет счастливой семьи? Любить вопреки всему: злости, обидам, недоверию. Прощать друг друга. Помогать друг другу. Быть нежным. Доверять.

Хронометраж 21 мин 10 сек
«Счастливая семья» (2015)
15:00 · 13 ноября
Режиссер
Солбон Лыгденов

Киностудия «Сайнэр», Республика Бурятия

Показ фильма, обсуждение с режиссером

Кинозал (5 этаж)
Вход свободный, 6+
Действие фильма разворачивается в Бурятии, в Тункинской долине. Успешный бизнесмен возвращается на малую Родину, забрать маму к себе в город. Неготовность матери к переезду и бытовые проблемы заставляют главного героя задержаться подольше. С каждым новым днем он видит и лично сталкивается с проблемами сельской жизни. Сможет ли он размотать клубок нерешенных задач или оставит все как есть?
Фильм рассказывает о том, что нельзя прерывать тонкую связь с предками, с родной землей, с источником, питающим твою жизнь, иначе она иссохнет, как священный ключ.

Хронометраж 1 ч 45 мин

Язык: бурятский
Субтитры: русские

Фильм представят режиссер Солбон Лыгденов и кинокритик Сергей Анашкин
Булаг-2. К новой жизни (2021)
15:00 · 12 ноября
17:00 · 13 ноября
Альманах Фестиваля альтернативного удмуртского кино УТЫРНИ-ВНУТРИ
Фестиваль любительского экспериментального кино ВНУТРИ представляет программу «ВНУТРИ. Удмуртия». Мы посмотрим программу этносталкинга: подборка удмуртского видеоарта, раскрывающего персональные истории на основе финно-угорского фольклора и созданного в рамках этнофутуристических симпозиумов за последние 10 лет.

Программу представит куратор Жон-Жон Сандыр совместно с одним из лидеров этнофутуризма Кучыран Юри.
Вход свободный, 16+

Клуб «Клуб»: Покровский б-р 6/20
18:00 · 13 ноября
Паблик-ток «Этническое и локальное кино сегодня: зачем оно нужно?»
Кино, снятое в национальных регионах России, как правило, теряется в российском прокате: в 2021 году прокатное удостоверение от Минкульта получили всего лишь 17 фильмов, снятых на миноритарных языках.

Однако производство таких фильмов – вопрос сохранения не только языка, но и национальной идентичности, а также уникальной культуры народов, проживающих на территории нашей страны.

Поговорим про игровые фильмы, которые создаются в национальных регионах, про мотивацию режиссёров, которые снимают кино на миноритарных языках, а также узнаем у продюсеров о перспективах развития отрасли

Участники:
- Тина Мастафова, кинорежиссёр (Кабардино-Балкарская Республика)
- Олег Хамоков, кинорежиссёр (Кабардино-Балкарская Республика)
- Солбон Лыгденов (Республика Бурятия)
- Жон-Жон Сандыр (Республика Удмуртия)
- Кучыран Юри (Республика Удмуртия)
- Ира Дмитриева, киновед, куратор программы ВНУТРИ.ЮГ (Фестиваль экспериментального и любительского кино ВНУТРИ)
- Сергей Анашкин, кинокритик
- Тихон Пендюрин, режиссёр, кинокомпания «Космосфильм»
- Максим Добромыслов, продюсер
- Саша Салман, режиссёр, оператор документального кино

Модератор: Кирилл Сафронов, кинокритик, продюсер, журналист
Вход свободный, 16+

Кинопоказы и обсуждения 13 сентября пройдут в клубе «Клуб»: Покровский б-р 6/20
Клуб «Клуб»
Покровский б-р 6/20
Страшно жить в исторические моменты. Во времена катастроф и революций спокойствия не найти. А что если человек жил в спокойной мирной стране и в один момент оказался в эпицентре исторический событий? Это и произошло с героями пьесы «Tatar trip». Неожиданно для себя они оказываются в Татарстане времен гражданской войны начала 20-ых годов прошлого века. Пока красноармейцы отнимают продовольствие у крестьян, в деревнях от голода появляются каннибалы, герои просто пытаются понять, где они и что им делать. Может их опыт чем-то поможет и нам. Мы ведь тоже неожиданно стали свидетелями катастрофы.


Читку представят актеры ТЮЗ им. Г. Кариева
Читка пьесы «Tatar trip» (2021)
/на русском языке/
17:00 · 15 ноября

драматург
Булат Минкин
Республика Татарстан

режиссер
Эльдар Гатауллин

вход свободный, 18+
19:30 · 15 ноября
вход свободный
Встреча с режиссером фильма Алмазом Нургалиевым
Режиссер
Алмаз Нургалиев

Оста Production Республика Татарстан

вход свободный, 18+
В 60-е годы XX века началось строительство Нижнекамской гидроэлектростанции. По плану 173 тысячи гектаров земли должны были уйти под воду. Были вырублены леса, выведены из строя линии электропередачи, разрушены жилые здания. 700 тысяч человек были вынуждены переселиться. Деревня Семиострово Актанышского района в Татарстане тоже оказалась в зоне затопления, и жители покинули ее еще в 1976-м. Но один человек всё же решил остаться. Несмотря на предостережения правительства, деревню не затопило. Но последний житель так и остался единственным.

Язык: татарский
Субтитры: русские

Хронометраж 1 час 14 мин
«Между семью островами» (2021)
/документальный/
18:15 · 15 ноября
16:00 · 16 ноября

драматург
Булат Минкин
Республика Татарстан

режиссеры
Эльдар Гатауллин
Булат Гатуллин

вход свободный, 18+
Читка пьесы «Китмибез!» (2021)
/на татарском языке/
Никита мечтает о карьере в IT, но живет в деревне с отцом, который не хочет отпускать единственного сына в город. Переехать без отцовской помощи Никита не может. Но теперь у него появился шанс: богатая компания хочет построить на месте деревни научный городок и предлагает домовладельцам щедрые компенсации. Дело за малым: убедить отца продать дом и землю.


Читку представят актеры ТЮЗ им. Г. Кариева
Паблик-ток «Национальное от первого лица»
17:15 · 16 ноября

спикер
Ксения Шачнева

вход свободный
Что такое театр от первого лица? Свидетельский театр, театр горожан и другие его имена. Почему именно такой театр как инструмент точнее всего подходит для работы с «национальным». Национальное — оно какое? Может ли быть один «правильный» ответ? Национальное — как пазл разных субъективностей. Как избежать экзотизации и остаться настоящим? Обсудим эти и другие вопросы на примерах из спектаклей «Чын татар» (MOÑ), «Тамашачы тамашасы» (театр Камала), «Кабанcool» (аудиоспектакль и инсталляции на набережной озера Кабан).
«Представь» (2017)
Режиссер Ильшат Рахимбай
Республика Татарстан

Две деревни. две религии. два священнослужителя. Один Бог и одна смерть. Мулла и священник живут в двух соседних деревнях настолько близко, что в церкви слышно азан. Фильм «Представь» - про тот день, когда две параллельные тропинки пересекутся. Мы снимаем ленту о забытом, о том, что за пределами налипших различий, МЫ - ОДНО.

Язык: татарский
Субтитры: русские
«Дикарь» (2016)
Режиссер Фарзана Утарбаева
Республика Башкортостан

Сюжет фильма разворачивается вокруг семьи — взрослого сына и матери. Неожиданная новость заставляет молодого человека поспешно вернуться с севера, где он долгие годы работает вахтовым методом. Что же ждет главного героя в конце этого пути — несчастье как расправа за долгое томление матери в одиночестве или прощение? Это история о том, как недосказанность может изменить судьбу и характер человека, и как, заработавшись, люди забывают об истинных ценностях жизни.

Язык: башкирский
Субтитры: русские
Альманах тюркоязычных короткометражных фильмов от дирекции «Время кино»

Вход свободный, 18+

Кинопрограмма подготовлена Дирекцией «Время кино», которая занимается поддержкой кинопроектов и организацией фестивалей и киномероприятий, одним из которых является Межрегиональная премия в области кинематографии «Алтын тәлинкә» (Золотая тарелка), реализующаяся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Изгородь»
Режиссёр Михаил Кулунаков
Республика Алтай

Изгородь Катуни – берег. Изгородь долины – горы. Горы огораживает небо. А вот что огораживает небо – ведь и у него должна быть изгородь. У человека изгородь – жизнь. Жизнь огораживает время. А время – бесконечно, без очертаний. Любая изгородь строится не зря, она чему-то предназначена, что-то огораживает, охраняет. Вся жизнь главного героя прошла в изгороди. Он жил как все, работал как все, и даже умер как все. Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Д.Б.Кинчина

Язык: алтайский
Субтитры: русские
18:15 · 16 ноября
19:30 · 16 ноября
вход свободный
Встреча с режиссером Ильшатом Рахимбаем
Галерея современного искусства ГМИИ РТ
Казань, ул. Карла Маркса, д. 57
По вопросам сотрудничества:
Мероприятие проходит при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в рамках государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»
Маленькие люди способны на большие чувства. История внезапно вспыхнувшей страсти между двумя уже давно знакомыми коллегами становится главной новостью на предприятии. Рассказ одной и той же истории двумя участниками, а затем — сторонним наблюдателем, добавляет новых красок озвученным «внутренним монологам». Обоюдные злость и раздражительность оказываются подстрочником к типичной романтической истории, которая, казалось бы, могла стать большим чувством. Стала ли?
Читка пьесы «Мы – люди маленькие»
16:00 · 24 ноября

драматург
Р. Чентемиров

режиссер
Л. Побединская

вход свободный
Короткометражные игровые фильмы проекта VADDA (г. Санкт-Петербург):
«Война птиц и зверей» (реж. Юлдус Бахтиозина)
«Юрчи и змеюк» (реж. Марк Бырдин)

Мультипликационные фильмы:
«Поездка в Питер»
«Карельское детство»

студия «Домик света», Петрозаводск

«Путешествие из Пудожа до Парижа»
студия Multimediaten, Петрозаводск

«Добывание небесных светил», «Юрчи и змеюк»
киностудия Центра коренных народов Ленинградской области, г. Санкт-Петербург

Поговорим о возможности этнокультурной работы по сохранению и развитию миноритарных культур с помощью языка экрана, а также обсудим творческие методы современных мультипликаторов и кинематографистов и их работу с национальными сюжетами.

Участники:
- Олег Обносов, мультипликатор
- Мария Валеева, режиссёр, сценарист
- проект VADDA
- Марина Маркушева, этноактивист, Центр коренных народов Ленинградской области
Сохранение языка с помощью языка экрана: показ мультипликации и короткометражных фильмов на основе национальных сюжетов
16:00 · 23 ноября
вход свободный, 6+
Модератор:
Ольга Огнева
журналист национальной редакции ГТРК Карелия
Показ и обсуждение программы ВНУТРИ.ЭТНО фестиваля экспериментального любительского кино ВНУТРИ
ВНУТРИ.ЭТНО — параллельная программа фестиваля экспериментального и любительского кино ВНУТРИ, общая подборка фильмов от финалистов из разных регионов на тему этнографии, краеведения и переосмысления местного фольклора.

Программа ВНУТРИ.ЭТНО сосредоточена на отражении архаичных корней традиции в современной культуре с помощью художественного, документального кино и видеоарта. Видеоарт с приставкой «этно» — повод для исследования сакрального (невидимого) мира, иррационального по своей природе.

В программу входят этнофильмы, краеведческие фильмы и видеоарт из Мурманска, Урала, республик Коми, Чувашии, Тывы, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также этновидеоарт из Удмуртии.

Программу представит Ира Дмитриева, куратор ВНУТРИ.ЮГ и киновед.
Модератор:
Мария Кувшинова
кинокритик
18:30 · 24 ноября
вход свободный, 16+
Национальный театр Карелии
(Малая сцена)
проспект Карла Маркса, д. 19
Сюжет интриги, разыгранной между молодой актрисой и властным режиссером, — мотивчик старый как… театр. Но что меняется в этих зависимых отношениях, если вдруг актриса захочет написать об этом пьесу? Творческий дуэт перестает быть творческим, как только мужчина начинает сдавать позиции, а женщина, почувствовав силу, оказывается фурией. Действие театра в театре запутывает наблюдателей: фантазийное подменяет настоящее, а любовная история — творческие перипетии. Что же в финале — запах щей и привкус сливового компота или «взмах крыла — и в облака»?
Читка пьесы «Театр для двоих»
18:00 · 23 ноября

драматург
Г. Акбулатова

режиссер
Г. Германов

вход свободный
Чтобы жить в мире, надо научиться понимать окружающих. Внимательно изучать не только, что они говорят, но и их систему ценностей, привычки, — то, что часто ускользает от глаз.
Это относится не только к взаимоотношениям людей, но и наций. В России живет несколько десятков народов. У каждого из них есть своя культура, свой язык, свой взгляд на мир.
В искусстве народа можно увидеть его уникальность, понять какие вопросы стоят перед ним. Именно поэтому мы и решили провести наш фестиваль. На примере пьес и фильмов узнать, как и чем живут разные народы России.
Сегодня, когда старые правила разрушены, а новых нет, самое время обсудить, как нам жить вместе дальше. Пусть театр и кино приблизят нас к взаимопониманию.
16:00 · 11 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Паблик-ток «Презентация национальной драматургии в российском театре»
Поговорим о том, что мы подразумеваем, когда говорим о национальной драматургии в российском контексте. И о том, какое место в репертуаре российских театров занимают пьесы, показывающие особенности жизни разных народов страны.

Трудности перевода — одно из главных препятствий национальных пьес на пути к главным сценам Москвы и Санкт-Петербурга.

Попадание в лонг и шорт листы престижных драматургических конкурсов и фестивалей может сделать национального автора узнаваемым в широких кругах — однако, так ли много таких кейсов? И нужно ли к этому стремиться?

Рида Буранова — театровед, старший преподаватель Института общественных наук РАНХиГС, член Ассоциации театральных критиков России. Ридер фестиваля независимой драматургии «Любимовка» (с 2017 года) и член коллегии критиков всероссийских и международных театральных фестивалей. Приглашенный педагог-эксперт Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. Сфера профессиональных интересов: современная драматургия, тюркоязычный театр, история мирового театра и т.д.
18:00 · 11 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Читка пьесы «Бег» (2022)
«Тараканьи бега» в известной пьесе Михаила Булгакова — это попытка спастись от катастрофы. В пьесе Зарины Кануковой дело обстоит иначе: сам бег становится проблемой. Герои пытаются играть в «музыкальный стул», даже не понимая, в чем смысл игры, и что она даст. Все происходит по чьей-то злой воле. Никакие изменения в этой игре невозможны: да, герои могут бежать в другую сторону, но они все равно обречены двигаться по кругу. Герои обязаны биться за место на сцене и покидать ее в случае неудачи. Но уйти навсегда они тоже не могут. Скорее, проигравшие становятся молчаливыми зрителями. По итогу судьбы персонажей, да и сама пьеса рассыпается на череду диалогов: беседу близнецов, разговор влюбленных и спор спортсменов. Есть ли выход из этого круга?

драматург Зарина Канукова
Кабардино-Балкарская Республика

режиссер Алена Муратова

12+
20:00 · 11 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Читка пьесы «Синий лис»
Что делать, если власть захватил самозванец? С этой проблемой столкнулись герои сказочной пьесы «Синий лис» бурятского драматурга Михаила Батоина. Им просто не повезло. Лис, которого выгнали даже из своей стаи, случайно окрасился в синий цвет и стал выдавать себя за Небесного Хана. Его теперь нельзя ослушаться, даже старейшины лисьего племени бояться его и выполняют его приказы. Лев подставляет Лису спину, чтобы новый правитель мог усесться на ней как на троне. Новоявленный Хан облагает весь лес данью и власть его кажется безграничной. Попробуем вместе с героями пьесы найти выход из этой ситуации.

драматург Михаил Батоин
Республика Бурятия

режиссерФедор Парасюк

0+
16:00 · 12 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Паблик-ток «Колониальность и деколониальность в российском театре»
Спикер Элина Петрова — драматург инклюзивных проектов «Особый театр» и «Квартира» (худ. рук. Борис Павлович), театральный педагог, автор лекции «Деколониальность и национальная драматургия». Разговор о национальной драматургии в контексте деколониальной теории даст ответ на вопрос о том, как современные драматурги работают с национальной идентичностью. Мы поговорим о том, что такое деколониальная теория, и как она проявляется в современных пьесах. Как вырабатывается деколониальная оптика. И почему деколониальность — надежда на лучшее будущее.
18:00 · 12 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Читка пьесы «Поселок» (2017)
Что делать, если ты оказался там, где тебя давно ждут? Бежать. Вадим, главный герой пьесы «Поселок», понимает это слишком поздно. Он приезжает жить в богом забытое место, и оказывается, что соседи его давно ждут. Это пожилая пара, у которой сын уехал и больше с ними не общается. Им нужен кто-то, кто сможет его заменить. Но постепенно становится ясно, что Вадим — необходимая деталь для всех жителей поселка. Он нужен соседям, он нужен девушке Инне, влюбленной в него, он нужен даже местному чиновнику, который ищет настоящего друга и опору. Правда никого сам по себе Вадим не интересует. Ни его чувства, ни тем более мнение. Можно ли спасти себя в такой ситуации? А главное — зачем, если тебя все любят?

драматург Марат Мухлисов
Республика Башкортостан

режиссер Ленара Гадельшина

16+
20:00 · 12 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Читка пьесы «Апокалипсис» (1999)
Апокалипсис переводится с греческого как «снятие покрова», «откровение». Пьеса Семена Ермолаева заканчивается словами: «В дверной проем бьет яркий Свет… И Человек исчезает в этом Свете». Но кто герой этой пьесы? Неизвестный заключенный в карцере, без имени и прошлого.

В первой половине пьесы у героя даже нет реплик. Мы читаем сплошные ремарки о том, как он двигается, как над ним издеваются. От отчаяния герой делает из хлебного мякиша себе друга, нового человека. Потом для него он создает женщину. Герой не может влиять на мир, поэтому создает свой. В нем он — бог, а потому даже в карцере может быть свободным. Только вот получается, что человек обречен даже в новом мире повторять старые ошибки.

драматург Семен Ермолаев
Республика Саха (Якутия)

режиссер Всеволод Лисовский

16+
16:00 · 13 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Читка пьесы «Завтра понедельник, или Исповедь топора» (2022)
«Рассказать или покаяться?» — вот какой вопрос стоит перед главным героем пьесы «Завтра понедельник или исповедь топора». И это правда монолог топора. Он рассказывает о своей жизни. В истории топора есть весь XX век: и дряхлеющее дворянство Российской Империи, и ссылки и победы Советского союза. Но по сравнению с человеческим прошлым, в рассказе героя есть одна особенность. Эта история без боли. В простоватом топоре нет мучений или жестокости. Есть гордость, даже юмор. Например, один из самых светлых моментов его истории — жить экспонатом в музее, где рассказывают о «Преступлении и наказании». Кажется, что история для топора — просто череда забавных случаев. Это правда так, пока в квартире, где он живет, не разбивают стекло. Неизвестные бьются к нему в двери, шум за окном готов ворваться на сцену.

драматург Сеппо Кантерво
Республика Карелия

режиссер Денис Сорокотягин

18+
18:00 · 13 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Читка пьесы «Tatar trip» (2021)
Страшно жить в исторические моменты. Во времена катастроф и революций спокойствия не найти. А что, если человек жил в спокойной мирной стране и в один момент оказался в эпицентре исторический событий? Это и произошло с героями пьесы «Tatar trip». Неожиданно для себя они оказываются в Татарстане времен гражданской войны начала 20-ых годов прошлого века. Пока красноармейцы отнимают продовольствие у крестьян, в деревнях от голода появляются каннибалы, герои просто пытаются понять, где они и что им теперь делать.

драматург Булат Минкин
Республика Татарстан

режиссер Дарья Ковальская

18+
20:00 · 13 ноября
Арт-пространство, 2 этаж
Вход свободный
Круглый стол «Национальная драматургия сегодня»
Подведение итогов фестивальных дней в Москве
Киностудия «Сайнэр»,
Республика Бурятия
Режиссер: Солбон Лыгденов
15:00 · 12 ноября
Кинозал (5 этаж), 6+
Действие фильма разворачивается в Бурятии, в Тункинской долине. Успешный бизнесмен возвращается на малую Родину, забрать маму к себе в город. Неготовность матери к переезду и бытовые проблемы заставляют главного героя задержаться подольше. С каждым новым днем он видит и лично сталкивается с проблемами сельской жизни. Сможет ли он размотать клубок нерешенных задач или оставит все как есть?

Фильм рассказывает о том, что нельзя прерывать тонкую связь с предками, с родной землей, с источником, питающим твою жизнь, иначе она иссохнет, как священный ключ.

Хронометраж 1 ч 45 мин
Язык: бурятский
Субтитры: русские

Фильм представят режиссер Солбон Лыгденов и кинокритик Сергей Анашкин
Булаг-2. К новой жизни (2021)
Киностудия «Сахафильм»,
Республика Саха (Якутия)
Режиссер: Алексей Романов
Фильм «Сааскы кэм» — это первое, исторически достоверное кинополотно о жизни якутского народа в дореволюционное время по одноименному роману-эпопее Николая Мординова.

Действие фильма «Саасык кэм» происходит в 1917 году в Якутии. Это история 9-летнего мальчика Микиты, который растет в традиционной атмосфере своих предков, но взрослеет не по годам, так как наравне со взрослыми познает трудную жизнь якута-скотовода, где каждый прожитый день, это борьба. Мальчика ожидают новые испытания, так как события революционного, мятежного времени бурно вторгаются в традиционный уклад его семьи, нарушая сложившиеся веками ценности и образ жизни. И этот конфликт нового и старого, традиций и разрушительной силы тяжелой ношей ложатся на хрупкие плечи ребенка. И перед ним встает вечная проблема выбора.

Название фильма «Детство, которое мы не знали» — имеет и символический смысл, детство — это начало реки Жизни, зная откуда начинаются ее истоки, мы можем узнать, каким будет ход реки, а значит, каким будет наше будущее.

Хронометраж 2 ч 10 мин
Язык: якутский
Субтитры: русские

Фильм представит кинокритик Сергей Анашкин
Сааскы кэм / Детство, которое мы не знали... (2017)
18:00 · 12 ноября
Кинозал (5 этаж), 6+
«Антигона» (2015)
режиссёр Олег Хамоков

Фильм снят по мотивам одноименных пьес Софокла и Жана Ануя.

После кровопролитной войны, Царь Креон объявляет одного из родных братьев Антигоны героем и хоронит его с почестями, а другого нарекает предателем и оставляет его труп на поле боя, без права захоронения. Всем, кто нарушит этот закон, грозит смертная казнь. Тема «Антигоны» сегодня актуальна как никогда: конфликт между «государственным» и «личным» человеке. Гуманизм человека по отношению к другому человеку становится преступлением – преступлением Антигоны. Но истинное преступление – это преступление незыблемых законов Человечности, а это и есть прямой путь к трагедии.

Хронометраж 26 мин 47 сек

язык: кабардинский
субтитры: русские

Модератор обсуждения: Сергей Анашкин
«Армия» (2014)
режиссёр Олег Хамоков

Главной темой картины стала сила как противостояние между поколениями. В фильме показано, что сила не всегда есть благо, уверенность и защита. Ее избыток в фильме чуть не приводит к трагедии между родными людьми.

Хронометраж 17 мин 22 сек
Показ и обсуждение короткометражных фильмов, 16+
Встреча с выпускниками Мастерской Александра Сокурова в Нальчике Тиной Мастафовой и Олегом Хамоковым
«Счастливая семья» (2015)
режиссёр Тина Мастафова

День рождения главы семьи. Родственники собираются в родовом доме. Снохи и золовки спорят чья семья лучше. У братьев не прекращающееся соперничество. Дети взрослеют и подражают родителям. Но глава семьи мудр и хитер, у него найдется один урок на всех.

Что такое семья? В чем секрет счастливой семьи? Любить вопреки всему: злости, обидам, недоверию. Прощать друг друга. Помогать друг другу. Быть нежным. Доверять.

Хронометраж 21 мин 10 сек
15:00 · 13 ноября
Фестиваль любительского экспериментального кино ВНУТРИ представляет программу «ВНУТРИ. Удмуртия». Мы посмотрим программу этносталкинга: подборка удмуртского видеоарта, раскрывающего персональные истории на основе финно-угорского фольклора и созданного в рамках этнофутуристических симпозиумов за последние 10 лет.

Программу представит куратор Жон-Жон Сандыр совместно с одним из лидеров этнофутуризма Кучыран Юри.

16+
17:00 · 13 ноября
Альманах Фестиваля альтернативного удмуртского кино УТЫРНИ-ВНУТРИ
18:00 · 13 ноября
Вход свободный
Паблик-ток «Этническое и локальное кино сегодня: зачем оно нужно?»
Кино, снятое в национальных регионах России, как правило, теряется в российском прокате: в 2021 году прокатное удостоверение от Минкульта получили всего лишь 17 фильмов, снятых на миноритарных языках.

Однако производство таких фильмов – вопрос сохранения не только языка, но и национальной идентичности, а также уникальной культуры народов, проживающих на территории нашей страны.

Поговорим про игровые фильмы, которые создаются в национальных регионах, про мотивацию режиссёров, которые снимают кино на миноритарных языках, а также узнаем у продюсеров о перспективах развития отрасли.

Участники:
- Тина Мастафова, кинорежиссёр (Кабардино-Балкарская Республика)
- Олег Хамоков, кинорежиссёр (Кабардино-Балкарская Республика)
- Солбон Лыгденов (Республика Бурятия)
- Жон-Жон Сандыр (Республика Удмуртия)
- Кучыран Юри (Республика Удмуртия)
- Ира Дмитриева, киновед, куратор программы ВНУТРИ.ЮГ (Фестиваль экспериментального и любительского кино ВНУТРИ)
- Сергей Анашкин, кинокритик
- Тихон Пендюрин, режиссер, кинокомпания «Космосфильм»
- Максим Добромыслов, продюсер
- Саша Салман, режиссёр, оператор документального кино

Модератор: Кирилл Сафронов, кинокритик, продюсер, журналист

Галерея современного искусства ГМИИ РТ
ул. Карла Маркса, д. 57
17:00 · 15 ноября
Вход свободный
Читка пьесы Tatar trip
Страшно жить в исторические моменты. Во времена катастроф и революций спокойствия не найти. А что если человек жил в спокойной мирной стране и в один момент оказался в эпицентре исторический событий? Это и произошло с героями пьесы «Tatar trip». Неожиданно для себя они оказываются в Татарстане времен гражданской войны начала 20-ых годов прошлого века. Пока красноармейцы отнимают продовольствие у крестьян, в деревнях от голода появляются каннибалы, герои просто пытаются понять, где они и что им делать. Может их опыт чем-то поможет и нам. Мы ведь тоже неожиданно стали свидетелями катастрофы. Читку представят актеры ТЮЗ им. Г.Кариева

драматург Булат Минкин

режиссер Эльдар Гатауллин

(на русском языке)
18+
18:15 · 15 ноября
Вход свободный
Оста Production
Республика Татарстан
Режиссер Алмаз Нургалиев
В 60-е годы XX века началось строительство Нижнекамской гидроэлектростанции. По плану 173 тысячи гектаров земли должны были уйти под воду. Были вырублены леса, выведены из строя линии электропередачи, разрушены жилые здания. 700 тысяч человек были вынуждены переселиться. Деревня Семиострово Актанышского района в Татарстане тоже оказалась в зоне затопления, и жители покинули ее еще в 1976-м. Но один человек всё же решил остаться. Несмотря на предостережения правительства, деревню не затопило. Но последний житель так и остался единственным.

Язык: татарский
Субтитры: русские

Хронометраж 1 час 14 мин
18+
«Между семью островами» (2021)
/документальный/
19:30 · 15 ноября
Вход свободный
Встреча с режиссером фильма Алмазом Нургалиевым
16:00 · 16 ноября
Вход свободный
Читка пьесы «Китмибез!»
Никита мечтает о карьере в IT, но живет в деревне с отцом, который не хочет отпускать единственного сына в город. Переехать без отцовской помощи Никита не может. Но теперь у него появился шанс: богатая компания хочет построить на месте деревни научный городок и предлагает домовладельцам щедрые компенсации. Дело за малым: убедить отца продать дом и землю.

Читку представят актеры ТЮЗ им. Г. Кариева.

драматург Булат Минкин

режиссеры Эльдар Гатауллин, Булат Гатуллин

(на татарском языке)
18+
17:15 · 16 ноября
Вход свободный
Паблик-ток «Национальное от первого лица»
Что такое театр от первого лица? Свидетельский театр, театр горожан и другие его имена. Почему именно такой театр как инструмент точнее всего подходит для работы с «национальным». Национальное — оно какое? Может ли быть один «правильный» ответ? Национальное — как пазл разных субъективностей. Как избежать экзотизации и остаться настоящим? Обсудим эти и другие вопросы на примерах из спектаклей «Чын татар» (MOÑ), «Тамашачы тамашасы» (театр Камала), «Кабанcool» (аудиоспектакль и инсталляции на набережной озера Кабан).

Спикер Ксения Шачнева
18:15 · 16 ноября
Вход свободный
«Представь» (2017)
Режиссер Ильшат Рахимбай Республика Татарстан

Две деревни. Две религии. Два священнослужителя. Один Бог и одна смерть. Мулла и священник живут в двух соседних деревнях настолько близко, что в церкви слышно азан. Фильм «Представь» - про тот день, когда две параллельные тропинки пересекутся. Мы снимаем ленту о забытом, о том, что за пределами налипших различий, МЫ - ОДНО.

Язык: татарский
Субтитры: русские

18+
Альманах тюркоязычных короткометражных фильмов от дирекции «Время кино»
«Дикарь» (2016)
Режиссер Фарзана Утарбаева
Республика Башкортостан

Сюжет фильма разворачивается вокруг семьи — взрослого сына и матери. Неожиданная новость заставляет молодого человека поспешно вернуться с севера, где он долгие годы работает вахтовым методом. Что же ждет главного героя в конце этого пути — несчастье как расправа за долгое томление матери в одиночестве или прощение? Это история о том, как недосказанность может изменить судьбу и характер человека, и как, заработавшись, люди забывают об истинных ценностях жизни.

Язык: башкирский
Субтитры: русские

18+
«Изгородь»
Режиссёр Михаил Кулунаков
Республика Алтай

Изгородь Катуни – берег. Изгородь долины – горы. Горы огораживает небо. А вот что огораживает небо – ведь и у него должна быть изгородь. У человека изгородь – жизнь. Жизнь огораживает время. А время – бесконечно, без очертаний. Любая изгородь строится не зря, она чему-то предназначена, что-то огораживает, охраняет. Вся жизнь главного героя прошла в изгороди. Он жил как все, работал как все, и даже умер как все. Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Д.Б.Кинчина

Язык: алтайский
Субтитры: русские

18+
Кинопрограмма подготовлена Дирекцией «Время кино». «Время кино» занимается поддержкой кинопроектов и организацией фестивалей и киномероприятий, одним из которых является Межрегиональная премия в области кинематографии «Алтын тәлинкә» (Золотая тарелка), реализующаяся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
19:30 · 16 ноября
Вход свободный
Встреча с кинорежиссером Ильшатом Рахимбаем

Национальный театр Карелии (Малая сцена) проспект Карла Маркса, д. 19
16:00 · 23 ноября
Вход свободный
Сохранение языка с помощью языка экрана: показ мультипликации и короткометражных фильмов на основе национальных сюжетов
Короткометражные игровые фильмы проекта VADDA (г. Санкт-Петербург):
«Война птиц и зверей» (реж. Юлдус Бахтиозина)
«Юрчи и змеюк» (реж. Марк Бырдин)

Мультипликационные фильмы:
«Поездка в Питер»
«Карельское детство»

студия «Домик света», Петрозаводск

«Путешествие из Пудожа до Парижа» студия Multimediaten, Петрозаводск

«Добывание небесных светил»,
«Юрчи и змеюк»

киностудия Центра коренных народов Ленинградской области, г. Санкт-Петербург

Поговорим о возможности этнокультурной работы по сохранению и развитию миноритарных культур с помощью языка экрана, а также обсудим творческие методы современных мультипликаторов и кинематографистов и их работу с национальными сюжетами.

Участники:
- Олег Обносов, мультипликатор
- Мария Валеева, режиссёр, сценарист
- Проект VADDA
- Марина Маркушева, этноактивист, Центр коренных народов Ленинградской области

Модератор: Ольга Огнева, журналист национальной редакции ГТРК Карелия

Возрастные ограничения: 6+
18:00 · 23 ноября
Вход свободный
Читка пьесы «Театр для двоих»
Сюжет интриги, разыгранной между молодой актрисой и властным режиссером, — мотивчик старый как… театр. Но что меняется в этих зависимых отношениях, если вдруг актриса захочет написать об этом пьесу? Творческий дуэт перестает быть творческим, как только мужчина начинает сдавать позиции, а женщина, почувствовав силу, оказывается фурией. Действие театра в театре запутывает наблюдателей: фантазийное подменяет настоящее, а любовная история — творческие перипетии. Что же в финале — запах щей и привкус сливового компота или "взмах крыла — и в облака"?

Драматург Г. Акбулатова
Режиссер Г. Германов
16:00 · 24 ноября
Вход свободный
Читка пьесы «Мы - люди маленькие»
Маленькие люди способны на большие чувства. История внезапно вспыхнувшей страсти между двумя уже давно знакомыми коллегами становится главной новостью на предприятии. Рассказ одной и той же истории двумя участниками, а затем — сторонним наблюдателем, добавляет новых красок озвученным "внутренним монологам". Обоюдные злость и раздражительность оказываются подстрочником к типичной романтической истории, которая, казалось бы, могла стать большим чувством. Стала ли?

Драматург Р. Чентемиров
Режиссер Л. Побединская
18:30 · 24 ноября
Вход свободный
Показ и обсуждение программы ВНУТРИ.ЭТНО фестиваля экспериментального любительского кино ВНУТРИ
ВНУТРИ.ЭТНО — параллельная программа фестиваля экспериментального и любительского кино ВНУТРИ, общая подборка фильмов от финалистов из разных регионов на тему этнографии, краеведения и переосмысления местного фольклора.

Программа ВНУТРИ.ЭТНО сосредоточена на отражении архаичных корней традиции в современной культуре с помощью художественного, документального кино и видеоарта. Видеоарт с приставкой «этно» — повод для исследования сакрального (невидимого) мира, иррационального по своей природе.

В программу входят этнофильмы, краеведческие фильмы и видеоарт из Мурманска, Урала, республик Коми, Чувашии, Тывы, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также этновидеоарт из Удмуртии.

Программу представит Ира Дмитриева, куратор ВНУТРИ.ЮГ и киновед

Модератор: Мария Кувшинова, кинокритик

16+
По вопросам сотрудничества:
Мероприятие проходит при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в рамках государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»