Паблик-ток «Презентация национальной драматургии в российском театре»
16:00 · 11 ноября
Арт-пространство
2 этаж
спикер
Рида Буранова
вход свободный
Поговорим о том, что мы подразумеваем, когда говорим о национальной драматургии в российском контексте. И о том, какое место в репертуаре российских театров занимают пьесы, показывающие особенности жизни разных народов страны.
Трудности перевода — одно из главных препятствий национальных пьес на пути к главным сценам Москвы и Санкт-Петербурга.
Попадание в лонг и шорт листы престижных драматургических конкурсов и фестивалей может сделать национального автора узнаваемым в широких кругах — однако, так ли много таких кейсов? И нужно ли к этому стремиться?
Есть ли общие черты у национальных пьес?
Рида Буранова — театровед, старший преподаватель Института общественных наук РАНХиГС, член Ассоциации театральных критиков России. Ридер фестиваля независимой драматургии «Любимовка» (с 2017 года) и член коллегии критиков всероссийских и международных театральных фестивалей. Приглашенный педагог-эксперт Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. Сфера профессиональных интересов: современная драматургия, тюркоязычный театр, история мирового театра и т.д.
18:00 · 11 ноября
Арт-пространство
2 этаж
драматург
Зарина Канукова Кабардино-Балкарская Республика
режиссер
Алена Муратова
вход свободный, 12+
«Тараканьи бега» в известной пьесе Михаила Булгакова — это попытка спастись от катастрофы. В пьесе Зарины Кануковой дело обстоит иначе: сам бег становится проблемой. Герои пытаются играть в «музыкальный стул», даже не понимая, в чем смысл игры, и что она даст. Все происходит по чьей-то злой воле. Никакие изменения в этой игре невозможны: да, герои могут бежать в другую сторону, но они все равно обречены двигаться по кругу. Герои обязаны биться за место на сцене и покидать ее в случае неудачи. Но уйти навсегда они тоже не могут. Скорее, проигравшие становятся молчаливыми зрителями. По итогу судьбы персонажей, да и сама пьеса рассыпается на череду диалогов: беседу близнецов, разговор влюбленных и спор спортсменов. Если выход из этого круга?
20:00 · 11 ноября
Арт-пространство
2 этаж
драматург
Михаил Батоин
Республика Бурятия
режиссер
Федор Парасюк
вход свободный, 0+
Что делать, если власть захватил самозванец? С этой проблемой столкнулись герои сказочной пьесы «Синий лис» бурятского драматурга Михаила Батоина. Им просто не повезло. Лис, которого выгнали даже из своей стаи, случайно окрасился в синий цвет и стал выдавать себя за Небесного Хана. Его теперь нельзя ослушаться, даже старейшины лисьего племени бояться его и выполняют его приказы. Лев подставляет Лису спину, чтобы новый правитель мог усесться на ней как на троне. Новоявленный Хан облагает весь лес данью и власть его кажется безграничной. Попробуем вместе с героями пьесы найти выход из этой ситуации.
16:00 · 12 ноября
Арт-пространство
2 этаж
спикер
Элина Петрова
вход свободный
Паблик-ток «Колониальность и деколониальность в российском театре»
Элина Петрова — драматург инклюзивных проектов «Особый театр» и «Квартира» (худ. рук. Борис Павлович), театральный педагог, автор лекции «Деколониальность и национальная драматургия». Разговор о национальной драматургии в контексте деколониальной теории даст ответ на вопрос о том, как современные драматурги работают с национальной идентичностью. Мы поговорим о том, что такое деколониальная теория, и как она проявляется в современных пьесах. Как вырабатывается деколониальная оптика. И почему деколониальность — надежда на лучшее будущее.
18:00 · 12 ноября
Арт-пространство
2 этаж
драматург
Марат Мухлисов Республика Башкортостан
режиссер
Ленара Гадельшина
вход свободный, 16+
Читка пьесы «Поселок» (2017)
Что делать, если ты оказался там, где тебя давно ждут? Бежать. Вадим, главный герой пьесы «Поселок», понимает это слишком поздно. Он приезжает жить в богом забытое место, и оказывается, что соседи его давно ждут. Это пожилая пара, у которой сын уехал и больше с ними не общается. Им нужен кто-то, кто сможет его заменить. Но постепенно становится ясно, что Вадим — необходимая деталь для всех жителей поселка. Он нужен соседям, он нужен девушке Инне, влюбленной в него, он нужен даже местному чиновнику, который ищет настоящего друга и опору. Правда никого сам по себе Вадим не интересует. Ни его чувства, ни тем более мнение. Можно ли спасти себя в такой ситуации? А главное — зачем, если тебя все любят?
16:00 · 13 ноября
Арт-пространство
2 этаж
драматург
Сеппо Кантерво Республика Карелия
режиссер
Денис Сорокотягин
вход свободный, 18+
Читка пьесы «Завтра понедельник, или Исповедь топора» (2022)
«Рассказать или покаяться?» — вот какой вопрос стоит перед главным героем пьесы «Завтра понедельник или исповедь топора». И это правда монолог топора. Он рассказывает о своей жизни. В истории топора есть весь XX век: и дряхлеющее дворянство Российской Империи, и ссылки и победы Советского союза. Но по сравнению с человеческим прошлым, в рассказе героя есть одна особенность. Эта история без боли. В простоватом топоре нет мучений или жестокости. Есть гордость, даже юмор. Например, один из самых светлых моментов его истории — жить экспонатом в музее, где рассказывают о «Преступлении и наказании». Кажется, что история для топора — просто череда забавных случаев. Это правда так, пока в квартире, где он живет, не разбивают стекло. Неизвестные бьются к нему в двери, шум за окном готов ворваться на сцену.
18:00 · 13 ноября
Арт-пространство
2 этаж
драматург
Булат Минкин
Республика Татарстан
режиссер
Дарья Ковальская
вход свободный, 18+
Читка пьесы «Tatar trip» (2021)
Страшно жить в исторические моменты. Во времена катастроф и революций спокойствия не найти. А что, если человек жил в спокойной мирной стране и в один момент оказался в эпицентре исторический событий? Это и произошло с героями пьесы «Tatar trip». Неожиданно для себя они оказываются в Татарстане времен гражданской войны начала 20-ых годов прошлого века. Пока красноармейцы отнимают продовольствие у крестьян, в деревнях от голода появляются каннибалы, герои просто пытаются понять, где они и что им теперь делать.
20:00 · 13 ноября
Арт-пространство
2 этаж
вход свободный
Круглый стол «Национальная драматургия сегодня»
Подведение итогов фестивальных дней в Москве.
20:00 · 12 ноября
Арт-пространство
2 этаж
драматург
Семен Ермолаев Республика Саха (Якутия)
режиссер
Всеволод Лисовский
вход свободный, 16+
Читка пьесы «Апокалипсис» (1999)
Апокалипсис переводится с греческого как «снятие покрова», «откровение». Пьеса Семена Ермолаева заканчивается словами: «В дверной проем бьет яркий Свет… И Человек исчезает в этом Свете». Но кто герой этой пьесы? Неизвестный заключенный в карцере, без имени и прошлого.
В первой половине пьесы у героя даже нет реплик. Мы читаем сплошные ремарки о том, как он двигается, как над ним издеваются. От отчаяния герой делает из хлебного мякиша себе друга, нового человека. Потом для него он создает женщину. Герой не может влиять на мир, поэтому создает свой. В нем он — бог, а потому даже в карцере может быть свободным. Только вот получается, что человек обречен даже в новом мире повторять старые ошибки.